|
Подготовка к длительному путешествию |
| |
|
Как же влияет длительный переезд на аппаратуру? В чем, собственно, разница между работой магнитолы в городском цикле и на трассе? Однозначно можно сказать, что речь идет увеличении продолжительности работы аппаратуры, а значит о возможности ее перегрева. Отметим, что при равной громкости нагрев магнитолы при работе деки или диска выше, чем при работе радиоприемника. На длинных перегонах в связи с неустойчивым радиоприемом кассету (диск) слушаем больше, чем радио. Собственно, нагрев магнитолы может достичь предельной температуры, после чего сработает защита по перегреву и она отключится (дай бог, чтобы в вашей магнитоле была заложена такая защита) и пока не остынет, включить ее будет невозможно.
Необходимо также отметить, что нагрев тем сильнее, чем на большей мощности вы эксплуатируете свой аппарат.
При продолжительной работе на повышенной громкости перегреваться могут и динамики. Если они установлены на задней полке, то характерный запах перегретого металла-пластмассы могут почувствовать пассажиры заднего сиденья. Пугаться не надо, вы не горите, но уменьшить громкость, а то и вовсе дать отдохнуть и остыть всей аппаратуре будет не лишним.
Часто перед поездкой, желая разнообразить в дороге музыкальный ассортимент, мы покупаем новые кассеты. Немудрено нарваться на подвальное производство. Тогда первая же из «левых» кассет в самом начале пути, намотав пленку на ролик, оставит вам возможность всю дорогу слушать или проблемное радио или щебетание членов семьи. Кстати, обладателей CD-магнитол эта участь может постичь только при использовании компакт-дисков с трещинами. Такой диск, вращаясь с большой скоростью и разлетаясь на куски внутри аппарата, выведет ваш ресивер из строя прочно и надолго. Перед дорогой есть смысл отбраковать все сомнительные диски.
Возвращаясь к кассетникам, отметим, что намотка пленки на ролик может произойти и с хорошей кассетой в том случае, если магнитола перегрета. В этом случае перед намоткой аппарат, как правило, начинает «тянуть». Немедленно выключите его, извлеките кассету. Если есть возможность, выньте его полностью, отсоединив основной штекер. Если нет – приоткройте ланку кассетоприемника и зафиксируйте ее в открытом состоянии с помощью скрученной бумажки, засунутой внутрь наполовину. Все это для более скорого остывания.
Если же кассета не извлекается, то, скорее всего, пленка уже на ролике и просто выдрать ее уже не удастся. И не надо! Кинематика магнитолы (имеется в виду магнитола не сенсорная с микролифтом, а механическая) не приемлет физического воздействия, превышающего обычное давление пальца на рычаг выброса кассеты. И поскольку неприятность с намоткой пленки является самой распространенной аудиопроблемой в долгой дороге, рекомендуем обзавестись своеобразной «аудиоаптечкой», в состав которой войдут:
- ключи для снятия магнитолы с полусалазок (они входят в комплект магнитолы, но если вам их почему-либо не дали при покупке или вы их потеряли, подъезжайте в «Автозвук», срисуйте образец и изготовите сами за 10 минут));
- узкая крестовая отвертка (снимать верхнюю крышку автомагнитолы для того, чтобы добраться до кассеты);
- ножик с узким лезвием (отрезать с двух сторон пленку, обмотавшую ролик);
- пинцет (аккуратно освобождать ролик от пленки, при этом старайтесь не дотрагиваться до рабочей стороны стереоголовки);
- тонкая щепочка, в идеале – зубочистка (раз уж забрались в нутро аппарата, то протрите головку, намотав ватку, смоченную спиртом, на зубочистку);
- соответственно, кусочек ваты и пузырек со спиртом;
- клей для склеивания ленты (склеивать только неповрежденные участки ленты). При использовании склеенной ленты может повториться аналогичная неприятность, так что решайте сами – клеить или выбросить.
Не устанавливая магнитолы, прямо со снятой верхней крышкой, подключите разъем с питающими и акустическими проводами и опробуйте аппарат в работе с другой кассетой, желательно, с той, которую вы давно и успешно слушаете. Если все нормально – монтируйте в обратной последовательности. В случае, если уже остывшая магнитола начинает «тянуть» любые кассеты, оставьте ее в покое до ближайшей радиомастерской – необходима замена подорвавшего свое здоровье двигателя.
Кстати, «подвальная» кассета может заартачиться при выбросе, даже не намотав пленку, еще и по причине нестандартно высокого буртика, то есть утолщенной части. В этом случае при выбросе кассеты помогите с помощью того же ножика планке кассетоприемника подняться повыше – кассета выйдет. В принципе, ее можно рискнуть использовать, если подточить уголки утолщения.
Другой вопрос – если у вас магнитола с микролифтом, и аппарат вдруг отказался принимать или отдавать кассету. Не вмешивайтесь, проблема либо в моторчике микролифта, либо в микросхеме, приводящей его в движение. Их замена – дело рук специалистов, тут уж никакая аптечка не поможет. Терпите до мастерской.
Заканчивая разговор о магнитолах можно было бы порекомендовать запастись парой предохранителей, соответствующих номиналу того или тех, которые штатно установлены на вашем аппарате.
Да и инструкцию по эксплуатации, прилагаемую к магнитоле, и на последних страницах которой описываются возможные «коленца» и способы их устранения, тоже не помешало бы прихватить с собой.
Что касается акустических систем – рекомендация остается прежней, и мы уже об этом писали: закройте диффузоры динамиков капроном. Это защитит от их главного после перегрузки врага – пыли, и надолго продлит срок их службы.
Если на длительных стоянках в закрытой машине на динамики могут падать прямые солнечные лучи, (обычно – динамики на задней полке), то есть смысл прикрыть их. Резиновая и бутил-каучуковая окантовка диффузоров боятся перегрева – могут потрескаться. Через пару месяцев будете их менять.
Перед поездкой заблаговременно проведите при снятых сетках внешний осмотр лицевой стороны динамиков на предмет механических повреждений диффузора и его окантовки. Если есть трещины или надрывы, то такой динамик может подвести вас в любую минуту. Поочередно, используя баланс и фейдер, проверьте работу каждого из них на предельной громкости, то есть доводя почти до хрипа. Если все динамики здоровы, то выходная мощность, допустим, переднего левого должна равняться мощности переднего правого; соответственно, мощность заднего левого – мощности заднего правого. Любой дисбаланс – признак повреждения динамика или нарушения изоляции проводки. Выяснить точную причину из этих двух можно поменяв динамики местами.
Внимание! Любые аудиотесты проводите не на радиопередачах, а только на качественно чистых, знакомых вам по звучанию кассетах или исках с ровной стереозаписью!
Если же динамик хрипит на средней или даже низкой громкости, то его необходимо заменить или отремонтировать. По всей видимости, он разбалансирован. Рентабельно восстановление только дорогих динамиков – операция не из дешевых.
При появлении хрипов в динамике в дороге, когда замена невозможна, дабы не вывести из строя саму магнитолу, этот динамик нужно отключить и желательно не на его клеммах, а на выходе канала магнитолы. Сделать нужно именно так, потому что если динамик хрипит не по причине разбалансировки, а от плохой изоляции проводов, то при отключении клемм динамика «короткое» в проводах все равно будет перегревать выходную микросхему магнитолы вплоть до ее сгорания. Короче говоря, с хрипящим динамиком ездить рискованно.
Теперь об антеннах. Как стационарные, так и внутрисалонные никакого ухода не требуют. Разве что телескопические можно было бы прокапать смазывающей жидкостью для облегчения хода секций.
На самом отдыхе или по пути любителям пикников и шашлыков под музыку открытых дверей автомобиля рекомендуем периодически заводить машину, подзаряжать аккумулятор. Даже если он новый и свежезаряженный, имейте в виду, что мощная магнитола в совокупности с мощной акустикой и предельной громкостью разрядят его в течение 2-3 часов беспрерывной работы. Если есть опасения, что вы об этом можете забыть – ставьте машину под горку. Владельцам усилителей и сабвуферов эксплуатировать свой «аудиоСМАК» на полную с не заведенным двигателем вообще нельзя.
И еще об одной пикниковой проблеме. Ввиду того, что вне машины работа вашего аудиокомплекса слышится вам не так мощно, как внутри салона, то после очередной рюмки, зачастую хочется еще и еще добавить громкости. Не переборщите! Доведете громкость до хрипоты динамиков (а это не очень ощутимо в нескольких метрах от машины) и через некоторое время «изнасилованная» аппаратура непременно ответит вам взаимностью. Тут уж, кроме себя, винить некого. Для хорошего и мощного автозвука у костра или палатки существуют мощные выносные комбинированные колонки, которые можно использовать как в автомобиле, так и вне его на удобном для вас расстоянии.
Опытным автоаудиоэкстреалам, приверженцам аудиогрома, создаваемого усилителями и выдаваемого сабвуферами, наверняка знакомо ощущение звукового опьянения, наступающего после 15-20 минут запредельно мощного звучания. Новичков же суперзвука хотим предупредить, что эффект такого опьянения ничем не уступает эффекту опьянения алкогольного, и он тем сильнее, чем дольше супермощностью и сверхнизкими частотами Вы «кипятите» азот в крови, питающей мозг. При этом естественна быстрая и повышенная утомляемость за рулем, отсутствие должной быстроты реакции, и как следствие – ЧП на дороге. Недаром среди факторов аварийности громкая музыка стоит на первом месте. А ведь вам предстоит долгая дорога. Поберегите себя!
Не можем не остановиться еще на одном моменте, способном испортить настроение отпускника. Это воровство аппаратуры, принявшее повальный характер не только у нас в городе, но и в целом по России. Причем чем южнее, тем беспредельнее. Поэтому не расслабляйтесь, выехав из Мурманска. Подъезжая к местам стоянок по дороге или, допустим, к магазину или кафе, выключайте музыку заблаговременно, чтобы ворье ее не слышало. Сняв панель магнитолы кладите ее не в бардачок , в карман. Если уходите надолго – снимите магнитолу вообще и не оставляйте в салоне на виду ничего мало-мальски ценного, даже пачки сигарет. Ведь залезут в первую очередь в ту машину, которая после осмотра окажется изнутри наиболее привлекательной. Не дразните гусей, чтобы не корить потом себя. Лучше перестраховаться. Владельцам «восьмерок» и «девяток», у которых динамики врезаны в заднюю полку без скрытой установки, советуем на стоянках прикрывать их хоть чем-нибудь, ведь воруют вместе с полками. В этом случае очень помогает тонировка, которая на югах и сама по себе необходима.
| | | | |